Разделы статей | Статьи
Общая характеристика способов и их классификация
Дата публикации: 14 февраля 2012г. Классификация техники — это деление на равнозначные группы всех способов, используемых в лыжных гонках, по наиболее существенным признакам.
Такими признаками могут являться целенаправленность способов и их основная биомеханическая структура.
Классификация техники лыжника-гонщика имеет большое значение для правильного построения методики ее совершенствования, выделения наиболее существенных элементов и рационального использования способов в различных условиях соревнований.
Вместе с развитием отдельных видов лыжного спорта уточнялась и их классификация.
Повышенные требования к гонщикам, достижение более высоких скоростей хода по сильнопересеченным трассам заставляют гонщиков использовать в соревнованиях лишь самые эффективные способы. Ряд общеизвестных способов стал использоваться только как вспомогательные или подводящие упражнения при совершенствовании основных способов. Так, если несколько много лет назад к основным способам относили многошажные комбинированные ходы и торможения, то в настоящее время их применение следует считать нецелесообразным, так как они неэффективны.
И действительно, комбинированные ходы с многократным повторением уступили место способам переходов с одного хода на другой, а способы торможений используются в крайнем случае, в основном при плохом владении способами спусков и поворотов.
Эти изменения отражены в предлагаемой классификации, где все способы объединены в 3 равноценные группы: способы ходов, подъемов и спусков. Способы, не объединенные в указанные группы, следует рассматривать как вспомогательные.
Первая группа — способы ходов, служащих для наиболее эффективного прохождения равнинных участков трасс, с очень отлогими (до 5°) и короткими (до 20 м) склонами с мелкими неровностями и поворотами.
Техника способов ходов имеет закономерности, отличающие ее от техники подъемов и спусков. Основными источниками движения являются силы отталкивания руками и ногами, а тормозящими силами — силы трения лыж о снег и в меньшей степени сопротивление воздуха.
Поскольку лыжник, передвигаясь тем или иным способом, скользит на лыжах, способы ходов лучше называть способами скользящих ходов на лыжах. В связи с повышением частоты шагов и значительным сокращением времени двойной опоры в современной технике попеременного хода можно в некоторых случаях допустить термин «скользящий бег на лыжах», тем более что скорость лыжника при отличных условиях скольжения не уступает скорости обычного бега на длинные дистанции. Термин «скользящий бег на лыжах» точнее отражает современный стиль лыжных гонок и, несмотря на некоторую неточность, с точки зрения биомеханики, дает перспективную направленность на более эффективное прохождение трасс гонок.
В группу способов ходов в настоящее время включаются лишь наиболее применимые в лыжных гонках: попеременные, одновременные ходы и способы переходов от одновременных к попеременным ходам и обратно. Способы переходов занимают сейчас равноценное положение с основными способами ходов в связи с усложнением трасс и значительным сокращением равнинных участков на них.
По количеству шагов в переходе его называют переходом через один или два скользящих шага. Каждый переход имеет в своей основе элементы и одновременных и попеременных способов.
Вторая группа — способы подъемов. Они служат для преодоления подъемов круче 5° и длиннее 20 м. При прохождении подъемов кроме силы трения возникает дополнительное сопротивление — сила тяжести веса тела спортсмена, и тем в большей степени, чем круче подъем. Поэтому, как правило, шаги становятся гораздо короче, а при крутизне более 12° скольжение вообще исчезает.
Поэтому у способов подъемов есть свои, присущие только им, закономерности: необходимость акцентированной работы рук, двойная опора на палки, фаза тройной опоры.
При крутизне до 15—17° используются попеременные способы со скольжением и элементами бега, при которых лыжи ставятся параллельно движению (без кантования). На более крутых подъемах (от 15 до 25°) возникает необходимость либо разведения носков лыж в стороны («елочка» и «полуелочка»), либо продвижения боком вперед («лесенка») с постановкой лыж на ребра поперек склона (поскольку очень крутые подъемы в условиях соревнований встречаются редко, относить способы «полулесенкой» и тем более «лесенкой» к основным не следует).
Третья группа — способы спусков. Эти способы необходимы для быстрого, устойчивого прохождения спусков. Кроме того, они создают возможность относительного отдыха спортсмена после прохождения более тяжелых участков трасс.
Активные отталкивания при спусках отсутствуют, поэтому и физических усилий затрачивается меньше. Тормозящими силами продолжают оставаться сила трения лыж и более значительное сопротивление воздуха. Все основные способы спусков следует подразделить на три подгруппы: свободные прямые спуски и наискось, спуски с поворотами и способы прохождения неровностей на спуске.
На прямых спусках применяют низкую, высокую и основную стойки спуска.
К подгруппе поворотов в лыжных гонках следует отнести способы переступанием, упором, из упора и на параллельных лыжах. Другие способы поворотов применять трудно из-за отсутствия крепления пятки и окантовки на лыжах, а также потому, что гонщику приходится проходить повороты в самых различных условиях: и по глубокой лыжне, и по раскатанному склону.
К третьей подгруппе способов спусков относятся приемы прохождения крупных и мелких неровностей.
На схеме 1 представлена классификация техники способов, используемых в лыжных гонках.
Способы, имеющие наибольшее значение и чаще используемые в гонках, расположены левее. Такое расположение позволяет правильно осуществить последовательность при совершенствовании техники, определить объем имитационных упражнений (акцентируя внимание на основных способах) и причины появления ошибок, найти средства их исправления.
Кроме основных способов, объединенных в классификационной схеме, в процессе совершенствования техники могут использоваться второстепенные способы, вспомогательные и подводящие упражнения.
Второстепенные способы осваиваются после серьезного изучения основных способов, иначе они могут отрицательно сказаться на овладении последними. К второстепенным способам относятся: способы торможений лыжами, повороты ножницами и плугом, многошажные комбинированные ходы, подъем «лесенкой», а также повороты на месте. Перечень вспомогательных и подводящих упражнений велик. Все они в основном направлены на воспроизведение отдельных элементов техники и являются прекрасным средством совершенствования техники в зимнем периоде.
В бесснежный период тренировки гонщиков широко используются специальные имитационные упражнения, в общих чертах воспроизводящие основные способы ходов, подъемов и спусков на лыжах и позволяющие успешнее овладевать элементами техники в зимнем периоде. Они стали широко использоваться как средства тренировки. Остановимся на закономерностях техники основных способов, используемых в лыжных гонках.
Опубликовано: Игорь Крупин Просмотров: 3821 |
|