Биатлон


Разделы статей

Статьи

Средства совершенствования техники


Дата публикации: 14 февраля 2012г.
При выборе средств совершенствования техники учитывают уровень физической, специальной и технической подготовленности занимающихся, их индивидуальные особенности и ошибки в технике. Необходимо помнить, что спортсмен, хорошо владеющий всеми физическими качествами и двигательными навыками, быстрее осваивает новые движения и устраняет ошибки в технике.
Гонщику важно заблаговременно, еще в подготовительном периоде, создать запас специальных физических качеств и навыков, помня при этом о необходимости специализированного выбора и учитывая разную степень стойкости каждого из них.
Пока до соревнования остается еще много времени, в основном периоде акцент делается на развитии и совершенствовании техники.
В конце подготовительного периода должны доминировать специальные упражнения лыжника-гонщика. Для устранения психологического утомления и ликвидации нежелательных навыков нужно разнообразить средства подготовки.
Этот принцип выбора средств наиболее существен при распределении их по периодам. К этому необходимо добавить, что раньше развивают те качества, которые дольше всего сохраняются и могут явиться хорошей базой для развития остальных специальных качеств и навыков.
Основываясь на выдвинутых положениях, при планировании средств тренировки и совершенствования техники по периодам и этапам советуем придерживаться следующих рекомендаций.
На 1-м этапе подготовительного периода (май — июль), который можно назвать общеподготовительным, следует использовать преимущественно средства, развивающие общую, силовую и скоростную выносливость с широким диапазоном двигательных навыков, приближенных по нагрузке к лыжным гонкам.
Средства воспитания общей, силовой и скоростной выносливости послужат хорошей основой для развития специальной выносливости в осеннем периоде тренировки. Такими средствами являются:
1. Равномерный бег со слабой и средней интенсивностью по мягкому грунту (трава, мох, хвоя) слабопересеченной местности.
2. Разновидности ходьбы средней и сильной интенсивности по сильнопересеченной местности в мягкой обуви и по мягкому грунту. В одной тренировке лучше объединять бег и ходьбу. Мягкий грунт способствует выработке мягкого отталкивания.
3 Целенаправленные многодневные походы с рюкзаками и туристским снаряжением. В отличие от туристских походов интенсивность этих походов гораздо выше.
4. Комбинированные соревнования, включающие бег, греблю, велоезду, плавание на дистанцию от 5 до 25 км. Бег и велоезда — желательно по сильнопересеченной местности. В заключение активный отдых, купание, игры.
5. Академическая и народная гребля, развивающая плечевой пояс, спину и руки. До 2 час. со средней интенсивностью.
6. Плавание (лучше кролем) с акцентом на выдох в воду для увеличения спирометрии.
7. Полезный физический труд (лучше в сельском хозяйстве и на лесозаготовках).
К вспомогательным средствам, используемым в этом периоде и создающим запас двигательных навыков, относятся средства активного отдыха, а именно:
1. Различные спортивные игры на местности: ручной мяч, волейбол, баскетбол.
2. Катание со слабой и средней интенсивностью на лыжероллерах и роликовых коньках.
При выборе специальных средств нужно к каждому спортсмену подходить строго индивидуально, обращая внимание на правильное выполнение отдельных элементов техники. 
3. Использование средств из других видов спорта, без участия в ответственных соревнованиях и без предельных нагрузок: метания, прыжки, велоспорт. Эти средства скорее долл(ны носить отвлекающий характер, а не являться самоцелью. Основная цель применения этих средств — развитие двигательных навыков и умений координирование выполнять сложные технические приемы.
Все эти средства создают хорошую базу для развития специальных качеств па втором этапе подготовительного периода, который можно назвать специально-подготовительным (август — ноябрь). На этом этапе следует сосредоточивать внимание на развитии специальных физических качеств и навыков, которые кроме общего повышения функциональных возможностей организма спортсмена способствовали бы освоению элементов техники основных способов передвижения на лыжах.
Здесь следует использовать такие средства:
1. Разнообразные имитационные упражнения на пересеченной местности с палками и без палок. Использование имитаций требует строго индивидуального подхода и точного воспроизведения элементов техники, иначе зимой у лыжника возникнет ошибка.
Группа имитаций па месте позволяет воспроизвести отдельные элементы движений: посадку, работу рук, махи йогой, равновесие.
Для закрепления правильных навыков эти упражне-
ния следует вводить в тренировку. Например, в повторной тренировке после каждого цикла следует использовать имитации на месте, доводя время их выполнения вначале до 3—5 мин., а затем и до 8—10 мин. Такая дозировка одновременно с воспитанием нужных навыков позволит улучшить статическую выносливость, что в дальнейшем, зимой, позволит успешнее овладевать техникой спусков.
Имитации техники ходов в движении лучше выполнять в подъем и рекомендовать преимущественно лыжникам, имеющим недостатки в технике отталкиваний (незаконченный толчок ногой и рукой).
При строгой индивидуализации и точном выполнении эти упражнения могут быть использованы и как средство тренировки гонщиков. В этом случае нужно учитывать отличия имитации от ходьбы на лыжах, выражающиеся в отсутствии скольжения, в жесткой постановке стопы на грунт и большей частоте движений. Поэтому лучше использовать лыжные палки меньшей длины, акцентировать внимание на законченности отталкиваний, особенно рук, и более мягком приземлении, что достигается также передвижением по мягкому грунту.
Катание на роликовых коньках и лыжероллерах следует рекомендовать преимущественно лыжникам с хорошим, но слишком резким толчком. Однако роликовые коньки и лыжероллеры из-за плохого сцепления штыря палки с грунтом и асфальтом не позволяют полноценно отрабатывать толчок рукой. Поэтому пар ал- лельио в занятия нужно вводить прыжковую имитацию с палками и упражнения с амортизаторами.
2. Разновидности ходьбы и бега по различному грунту (по пашне и по лесу), с разной интенсивностью, до предельной. Направленность — дальнейшее увеличение функциональных возможностей организма.
3. Соревнования по пересеченной местности с включением подъемов, преодолеваемых имитацией с палками, и отрезков, проходимых быстрой ходьбой.
Вспомогательные средства:
1. Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол.
2. Гимнастика со снарядами, на снарядах с выполнением сложных технических элементов.
3. Ходьба с отягощениями, средства общефизической подготовки, направленные на развитие двигательного аппарата и укрепление связок мышц и суставов.
4. Средства, развивающие силовую выносливость: упражнения с амортизаторами, облегченной штангой и др.
5. Средства, направленные на расслабление и растягивание мышц, имеющие большое значение в техническом совершенствовании лыжника.
В соревновательном периоде нужно широко использовать разнообразные упражнения, способствующие совершенствованию всех способов ходов, подъемов и спусков:
1. Упражнения, направленные на совершенствование техники всех ходов—ходьба без палок; скольжение на одной лыже со склона; попеременные отталкивания руками без работы ног; разновидности конькового шага на ровном месте с поворотами; изучение переходов с одного хода на другой; исправление недостатков и изучение вариантов ходов. Прохождение мелких неровностей на равнине с палками и без палок. Для этих упражнений следует специально готовить лыжню: с одинаковым рельефом обеих лыжней и с разным рельефом каждой лыжни.
Основные задачи: амортизация неровностей, правильный выбор места отталкивания ногой и рукой, тренировка одновременных отталкиваний.
Прохождение поворотов на равнине с правильным выбором момента переступания и отталкивания ногой и руками. И, наконец, прохождение серий неровностей и серий поворотов с использованием переходов и совершенствование техники на более высоких скоростях.
2. Группа упражнений, направленных на совершенствование техники подъемов:
а) быстрое прохождение подъемов средней крутизны (до 10—12°) с акцентом на работу рук;
б) поочередный переход с подъема с использованием скольжения на подъем бегом и на способ хода с облегчением опорной ноги. Крутизна подъема — от 6 до 15°;
в) тренировка выходов с подъема со сменой способа хода, с использованием одновременных толчков руками и увеличением интенсивности хода. Эти упражнения необходимо использовать в процессе тренировки.
3. Группа упражнений, направленных на совершенствование техники спусков:
а) прохождение спуска с неровностью (бугор, яма и т. д.) с целью амортизации неровности и достил<ения устойчивого положения. Постепенно скорость повышать;
б) прохождение серий мелких неровностей с целью выпрямления траектории о. ц. т. и сохранения устойчивости. Скорость постепенно повышать;
в) прохождение на быстроту ровных спусков с изменением стоек спуска (низкая и высокая);
г) прохождение спада двумя способами: с переходом от низкой стойки к высокой и достижением увеличенного наклона туловища; с предварительным прыжком. Цель — сохранить контакт лыж со снегом и устойчивость. Скорость повышать;
д) прохождение спусков с расслаблением мышц плечевого пояса, спины и поочередно ног, с переносом веса с одной ноги на другую. То же, но на высокой скорости и с преодолением разного рода неровностей;
е) изучение техники поворотов переступанием, упором, из упора и на параллельных лыжах. То же на высоких скоростях и на разном рельефе;
ж) изучение торможений лыжами в случае необходимости: упором и боковым соскальзыванием;
з) прохождение сложных спусков, используя весь арсенал способов поворотов. Преодоление неровностей с задачей увеличить скорость спуска, экономить силы и постараться активно отдохнуть при спуске.
При планировании средств тренировки необходимо уделять время и место специальным упражнениям в подготовительном периоде и непосредственному совершенствованию техники на снегу.

Опубликовано: Игорь Крупин
Просмотров: 3520

www.biatlonLife.ru Все о биатлоне © 2011–2024